Юзабилити сайта: что это такое и зачем нужно?
Если коротко — это удобство пользования сайтом, образовалось от английского слова usabiliti, дословно — способность, пригодность к использованию. Но понятие об удобстве может быть разным для различных людей и задач. Давайте разберемся, а для чего вообще нужен web-сайт?
В наиболее распространенном в коммерческом плане случае наш сайт — это интернет-магазин. Главная задача интернет-магазина — помочь клиенту сделать покупку, причем на максимальную сумму и, желательно, тех товаров, которые нам выгоднее всего продать. Значит, от юзабилити прямо зависит конверсия посетителей в покупателей, следовательно — заработанные деньги.
Почему оно важно?
К сожалению, разные покупатели в разной степени мотивированы к покупке и имеют разные мотивы для ее совершения. Конечно же, есть люди, которым остро необходимо купить товар, и больше нигде нельзя его купить. В этом случае клиент преодолеет любые трудности и все же сделает покупку. В противоположном случае клиент не очень заинтересован в покупке и откажется от нее при любом препятствии на пути. Все реальные покупатели находятся где-то в промежутке между этими крайностями, и чем удобнее и комфортнее будет наш магазин для покупателя, тем больший процент из них все же станут нашими клиентами.
Когда стоит задуматься о юзабилити и что проверяют во время аудита?
Задумываться об удобстве сайта стоит еще в процессе его проектирования и разработки. Но на практике так случается далеко не всегда — в момент запуска обычно не хватает ни времени, ни денег на глубокую проработку всех аспектов его функционирования. Кроме того, поведение реальных покупателей часто отличается от заранее продуманной модели. Поэтому наиболее эффективным юзабилити аудит становится на действующем сайте с потоком реальных посетителей. В процессе аудита происходит оценка конверсии, то есть процента потерянных клиентов, при переходе покупателя по отдельным шагам в совершении покупки. Например, от входа на сайт до выбора товара, от выбора товара до помещения в корзину, от помещения в корзину до покупки. При этом сразу можно заметить, что чем меньше шагов нужно сделать для совершения покупки, тем меньше клиентов мы потеряем. В идеальном варианте шаг должен быть всего один и требовать минимума действий. Этот факт хорошо прослеживается благодаря популярности одностраничных сайтов, посвященных одному конкретному продукту
Что такое юзабилити сайта в цифрах? Это процент клиентов, которые успешно выполнили поставленную нами как разработчиками цель посещения.
Выводы
Юзабилити это важный элемент в формировании прибыли от функционирования сайта. Показатель касается в первую очередь интернет-магазинов, но также работает и для других веб-сайтов — ведь у каждого из них есть некоторая цель. В отличие от магазина она может быть другой — не сделанная покупка, а, например, прочитанная информация или просмотр определенного контента. В любом случае юзабилити обеспечивает конверсию посетителей, которые вошли на сайт в тех, кто выполнил поставленную нами цель, а повышение этой конверсии — основная задача работ по юзабили